Когда появилась зимняя резина?

Когда появилась зимняя резина?

Глядя на ставшие верным признаком весны и осени очереди на СТО, сложно представить, что зимняя резина появилась менее полувека назад. На самом деле даже в середине прошлого века за езду на голых летних покрышках не только не зарывали, — на таких экстремалов просто не обращали внимания. И в очередной раз ругая пункты правил дорожного движения, предусматривающие переход на сезонные комплекты, стоит задуматься, — насколько безопаснее и комфортнее сделали перемещения по дорогам эти простые рекомендации. 

Зачем нужна зимняя резина 

Особенности зимних шин

Рисунок протекторов зимней и летней резины трудно перепутать. Для последней характерные продольные или диагональных ламели, через которые из-под площади контакта выводится дождевая вода. Если бы покрышка была гладкой или серьезно изношенной, под колесами образовывался бы гидроклин, который в буквальном смысле выносил бы транспортное средство в любой плоскости. Этот эффект, называемый аквапланированием, до сих пор могут испытать те, кто пробует на шашечках зимней резины передвигаться во время дождя. 

Зимняя резина — это обеспечение сцепления с дорогой. Даже если покрытие обледеневает, прочные шипы или глубокий рельеф впиваются в поверхность, удерживая машину. С такими протекторами автомобиль легко забирается в гору и выгребает из сугроба, маневрирует в момент опасности и резко тормозит, чтобы избежать удара. 

Вариантов зимних шин минимум три: 

  • действительно шипованные — те, в которых резина дополнена острыми металлическими вставками;

  • рельефные с ребрами из плотного полимера

  • липучки — мягкие покрышки, захватывающие покрытие раскрывающимися от давления ламелями. 

Такое разнообразие сейчас считается нормой. Автовладельцы готовы часами спорить о преимуществах и недостатках. Всего 70 лет назад летними были все шины.

Первые разработки шин для гололеда 

зимняя резина

Первыми шинами, которые были выпущены для использования в зимний период, стали Kelirengas. На самом деле это были обычные летние шины, ко которые производитель накрутил металлические элементы. 

Но даже такие версии теплой части Европы были скоро запрещены, — оказалось, что дороги просто не предназначены для такого давления. Посмотрев, какие выбоины оставляют шипы на дорогах, автоинспекция Центральной Европы от идеи отказалась. Зато новинка была хорошо воспринята в более холодных регионах, где шиповка стала средством борьбы с гололедом. Именно скандинавские страны и стали родиной первых настоящих шипованных шин — тех, которые сейчас являются эталонными. 

На постсоветском пространстве зимняя резина появилась только в конце 80-х. В правила дорожного движения обязательная  ее замена была внесена только в 21-м веке. До 2015 года положение о сезонной переобувке носило рекомендательный характер.  

В настоящее время за появление на зимних колесах после 31 мая можно получить штраф. И все-таки основной причиной замены должна стать автогражданская ответственность — забота о своей безопасности и защите окружающих. 

Перспективы развития 

зимняя резина

В 90-е годы производители автошин совершили сразу два открытия, которые перевернули представление о качественных зимних шинах. Первым стало использование кремниевой кислоты, которая сделала резину не только более мягкой, но и незамерзающей. Второе — получение данных о аэродинамике и аквапланировании, которые стали основой для разработки оптимального рисунка протектора для замороженной и залитой водой трасс. 

Мягкая резина, которая оставалась таковой на морозе, стала основой для разработки специальных подвижных ламелей. Раскрываясь от давления они смыкаются сразу после проворота колеса, буквально захватывая дорожное полотно. Эти шины получили название липучек, и в настоящий момент являются самыми популярными у жителей мегаполисов. 

В самое ближайшее время автомобилистов ждет еще один переворот, который в качестве концепта уже был презентован, — управление шипами из салона. Выдвигающиеся автоматические шипы должны решить проблему для тех, кто в течение недели ездит по городским очищенным дорогам, а а выходные едет за город. 

Но пока от таких технологических новинках можно только мечтать. Даже для тех, кто может себ позволить такую роскошь, они еще не доступны. К массовой продаже идея не готова.